Россия на пути к конституционной монархии
Сразу считаю нужным отметить — все сказанное ниже является лишь частным, субъективным оценочным мнением. Однако основано оно на характере и смысле идущих сейчас процессов по реформированию государственного устройства России.
И вот, глядя на них, меня не покидает смутное ощущение начала процесса тихой реставрации в стране чего-то серьезно смахивающего на конституционную монархию.
Согласно либеральной теории, вершиной государственной конструкции демократического государства является плоскость, состоящая из уравновешивающих друг друга отдельных сегментов. Их еще принято называть ветвями власти.
Парламент представляет народ и принимает законы, обязательные к исполнению и регламентирующие деятельность всех институтов государства. При этом права реализации каких бы то ни было практических шагов по повседневным вопросам он не имеет.
Практическую структуру хозяйственников возглавляет или президент, или премьер-министр (в этом случае у президента декоративные полномочия). Где через премьер-министра, а где и напрямую (как в США) формулируя цели с задачами и контролируя их исполнение.
В зависимости от парламентской или президентской модели доминирующей ветви власти находится и центр принятия стратегических решений развития государства. Также он может находиться в закрытых аналитических структурах под покровительством «глубинного государства».
Отдельно стоит Центральный банк, самостоятельно следящий «за монетой». Отдельно стоит Верховный суд, сам законов не принимающий, но следящий за тем, чтобы все как парламент, так и президент, действующие законы соблюдали. И так далее.
Еще раз подчеркну, в теории такая структура должна обеспечивать, с одной стороны, достаточный уровень демократии, с другой — взаимно уравновешивать ветви и автоматически исключать любые поползновения к узурпации власти в руках одного человека или группы лиц.
Действующая российская конституция, если не смотреть на потом добавленные в нее поправки, парнями из Госдепа и ЦРУ США писалась именно под изложенную выше схему, считавшуюся в 90-е годы прошлого века единственно верной конструкцией государства как такового, универсальной для любого национального менталитета, а тем более для проигравшего войну государства.
Однако происходящее в России сегодня убедительно показывает, что либо с универсальностью вышло что-то не то, либо сама конструкция в реальности оказывается не такой уж и оптимальной. Во всяком случае, идея введения Государственного совета ей противоречит полностью.
Но при этом почти два десятка лет практической работы — Госсовет был создан указом президента России в 2000 году — показали, что без такого инструмента разделение властных ветвей наше государство только ослабляет. Хотя бы потому, что, действуя изолированно, они преследуют, в первую очередь, собственные узкие цели. Часто противоречащие стратегическим.
Примером тому может служить Госдума, давно ассоциирующаяся с неким бешеным принтером, ежемесячно штампующим горы всевозможных, зачастую малопонятных и даже между собой конфликтующих узко сиюминутных законов. Которые к тому же еще и плохо работают на практике. А то и не работают вовсе.
И лишь включение спикеров Совфеда и Госдумы, представителей президента в федеральных округах, губернаторов, лидеров партийных фракций и других представителей «отдельных ветвей» в один общий, стоящий над плоскостью, Государственный совет позволило придать работе государства необходимую стратегическую синхронизацию. В какой степени — тут можно спорить. Но что удалось в системном смысле — факт неоспоримый.
Так что официальное закрепление верховного статуса Государственного совета в Конституции есть шаг, безусловно, верный. Изначально временное решение за двадцать лет доказало свою эффективность, потому должно превратиться в официальный базовый элемент конструкции.
Но в то же время, следует признать, что этим шагом мы тихой сапой аккуратно дрейфуем куда-то в область, по смыслу похожую на конституционную монархию. Где фактические полномочия председателя этого органа становятся похожими на уровень Сталина во время Великой Отечественной войны.
Причем на данный момент выходит так, что на количество сроков подряд президента или премьер-министра законные ограничения есть, и они тяготеют к «не более двух», что вполне логично. Тогда как «каждые 4−6 лет» менять председателя президиума Госсовета уже выглядит глупостью. Если, конечно, мы действительно хотим вырабатывать и реально реализовывать не сиюминутные быстрые тактические ходы, а на самом деле фундаментальную, неизменную стратегическую линию на 20−30−50 лет вперед.
Отсюда и вытекает аналогия с монархией. Я, признаться, сильно удивлен, что внутренняя либеральная оппозиция, а также «наши зарубежные партнеры» еще не подняли истерический хайп по этому поводу. Ведь глава Госсовета без сроков правления — подряд или не подряд — это и есть несменяемая фигура власти — царь или аятолла. Как кому будет угодно, с учетом религиозной традиции верующего.
И, наоборот, не удивлен степени внутреннего согласия российского общества на появление конкретного поста, лично олицетворяющего собой государство в целом. В том числе персонализирующего ответственность за все его успехи или неудачи.
В системном смысле не играет никакой роли, кто это место займет — Владимир Путин или кто-то другой. Главное, что именно этот пост будет олицетворять «главного по стране», а не президент, который действительно станет главой исполнительной власти, и которому, в таком случае, уже не нужен будет премьер-министр.
И, в отличие от либеральной модели, где президент в действительности возглавляет лишь одну из ветвей, бодающихся с остальными, председатель Госсовета такой вершиной будет являться реально. Собственно об этом эксперты ИА REGNUM писали уже давно — весной 2013 года, зимой и осенью 2016 года, осенью 2019 года.
А парадокс происходящего заключается в том, что реализация этой идеи является фактически сублимацией глубинных чаяний как сторонников «вернуть Сталина», так и считающих нужным «вернуть царя».
Словом, можно констатировать, что времена либерального разброда в России заканчиваются. И это радует.
Кого там царизм радует? А, это некто Запольскис. Дык ведь шлепнут же, ибо контра он. Неужели он этого не понимает, холуй путинский? Впрочем, 100 лет назад основная масса царских сатрапов и холуев тоже этого не понимала. Что же до монархии — ну ОК, давайте созывать Учредительное Собрание, прямые, тайные и свободные выборы, без всяких путинских «законов» о выборах и политических партиях. И если Учредительное Собрание проголосует за Путина как царя — так тому и быть. Так оно и раньше было — Земский Собор и выборы. Но только, конечно, с благословления тогда уж Вселенского Патриарха и Папы Римского, чтоб все было по закону и традиции.
Но вот ведь незадача — созванное с помощью свободных выборов Учредительное Собрание ни за что не прголосует ни за монархию, ни тем более за Путина — поэтому Путин его и не созывает и даже в нарушении действующего законодательства не желает проводить референдум, т.к. боится его результатов. Ибо прекрасно знает об отношении к нему граждан после пенсионного грабежа.
Так что все эти рассуждения г-на Запольских не имеют никакого значения. После революции неизбежно будут отменены все путинские «законы», как 100 назад, и страна начнет постепенно выкарабкиваться из путинского ужаса. А что там сегодня напринимают — значения не имеет. В 1991 тоже голосование проводили. И чо? А ничо. Как проголосовали — так СССР и квакнулся. И все законы, конституции, госсоветы и прочую хрень отменили. А кто не понял — тех расстреляли из танков. С путинизмом будет так же.
И скока нам из ужасофф выкарабкиваться? И какой ценой? Далеко непутинская вна404 выкарабкалась? Шо та не заметно. И чем далее тем писец тока мутирует в новые формы. А тама вот гетманы меняются регулярно, и иногда даже досрочно, и порой путём какой то древненовгородской демократией. На вече, с мордобоем до смерти.
Вариант этот с монархией выглядит совсем каким то бредом. Гораздо проще сделать вариант тайного правительства. Как в Джамахирии сделали. Когда Муамар стал как бы ни кем и сразу всем. Причём сразу и замечу, Россия это не Ливия. Тут такой крендель, как у ливийцев случился в 11ом, менее вероятен.
Отнять и поделить в хохеловском варианте хорошо зашёл им. Нас от такого — упаси Бог! Пусть будет Царь, чем такая «свабода»!
Ниннайу — каг па мню — чо все упёрлись в «не больше двух сроков подряд»?
Вон Меркелиха — четыре срока оттянула и чо?
В Финке презики по 22 года сиживали на посту и?
Чо им всем ннада — шашычки иле ехаць таки?
Смысл монархии — не в том, чтобы трон по наследству передавать. С этим и презики отлично справляются. Вон и Лукашенка своего Колю сует, и в США тоже один за одним у власти.
Смысл монархии — в том, чтобы поверх коллективной власти и закона иметь еще один контур принятия решений, который может отступать от закона и от коллективности, если они расходятся со здравым смыслом. «Монарх высочайше повелел» — и всё, споры заканчиваются, юридическое крючкотворство перестает работать.
Это нужно потому, что любой формальный список правил (закон) — ущербен, он не может предусмотреть всех ситуаций. И коллегиальный орган — тоже может зайти в тупик, как сейчас в США, когда нация разделилась пополам примерно поровну, и решения принимаются фактически от воздействия случайных факторов.
А что до казуса «дурак на троне» — так гвардию с табакеркой никто не отменял.
… нам повезло, что гвардия (КГБ) тогда была.
П.Ц.
А что не табакеркой — это они зря …
Хотя — тогда нужно было создать видимость законности. Но всё равно — зря …
На всякую гвардию с табакерками найдётся своя Сенатская площадь.) А то быть в долгу перед мятежниками не очень хорошо для державы.