Советский “Фердинанд”

На позапрошлой неделе в парке “Патриот” происходила перевозка настоящих крупногабаритов. Одним из них стала самоходная установка СУ-14-Бр-2, таких машин было построено в 1940 году две штуки. Точнее, переделано из СУ-14, на которые уже давно махнули рукой. В результате вместо самоходного лафета получилась штурмовая САУ боевой массой под 65 тонн. Ее задачей было уничтожение финских ДОТ-ов, известных как “Миллионники”, но до окончания боевых действий СУ-14-Бр-2 не успели. Помимо закрытой рубки, новинка получила мощное, на то время, бронирование. Данная машина концептуально послужила базой для разработки другого “штурмовика” – тяжелой САУ 212. Правда, последнюю так и не построили, а СУ-14-Бр-2 условно повоевала осенью 1941 года. Она использовалась для обороны НИБТ ПОлигона. Кстати, одна из немногих музейных машин, которые Кубинку не покидали.

Ныне же машина стоит в музейном комплексе “Патриота”. В настоящее время идут работы по приведению её в порядок, в перспективе будут пускать внутрь.

Если кто не знает – исходная Су-14 это была вот такая пипецома на базе шасси Т-35:

Вооружение – 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 года, три 7,62-мм пулемета ДТ.

В 1933 году на опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И. Сячинтова началось проектирование самоходной установки для тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле 1934 года был построен опытный образец, получивший индекс СУ-14. Корпус машины изготавливался из катаной брони толщиной 10-20 мм. В его передней части располагался двигатель и силовая передача. Часть агрегатов использовалась от танков Т-28 и Т-35. Впереди слева по ходу машины находилось место механика-водителя. Остальные шесть членов экипажа располагались в кормовой части на трех съемных скамьях.

При стрельбе машина опиралась на два сошника, перемещавшихся с помощью гидроцилиндров с приводом от электронасоса или вручную. На СУ-14 устанавливался двигатель М-17, система охлаждения которого состояла из двух сотовых радиаторов, расположенных по бокам, и шестилопастного вентилятора, осуществлявшего забор воздуха через переднее заборное окно. а выброс – через боковые люки, В носовой части машины находился главный фрикцион (по типу Т-35-1), коробка передач (от Т-28), бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами (от Т-35-1) и бортовые передачи (от Т-28). В доработанном варианте СУ-14 были применены КПП и главный фрикцион от танка Т-35.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса, шести поддерживающих катков, четырех двухкатковых тележек с неразъемными балансирами и подвеской на вертикальных спиральных пружинах.

С 5 апреля по 24 августа 1935 года испытательно-сборочным цехом опытного завода проводились специальные заводские испытания модернизированного образца СУ-14. Машина прошла более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие боевые и ходовые качества.

Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 года. Он имел улучшенную конструкцию коробки передач, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач. Машина получила форсированный до 500 кВт двигатель М-17Ф, который позволял 48-тонной самоходной установке развивать скорость 30 км/ч

Эталонный образец CУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 года (было пройдено около 800 км) и стрельбой на НИАПе (с 28 апреля по 11 мая 1936 года). По результатам стрельб на СУ-14 и СУ-14-1 203-мм гаубицы Б-4 были заменены на 152-мм пушки большой мощности У-30 и Бр-2 соответственно. По сравнению с Б-4 последние имели большую дальность стрельбы и лучшую баллистику.

Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (СУ-14-1 со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 года предполагалось наладить их серийный выпуск. Но после того, как в 1937 году был арестован, а затем расстрелян П.И. Сячинтов – главный конструктор СУ-14, все работы по этим машинам прекратили.

Два имевшихся образца были переданы на хранение военному складу №37 в Москве. Об этих самоходках вспомнили в декабре 1939 года при штурме “линии Маннергейма”. Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

9 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
ironback
ironback
4 лет назад

Знакомая по ВоТ таратайка.)

Anunah
Anunah
для  ironback
4 лет назад

ВоТовцы идиёты, я за креаторов тамошник. Хета таратайка умрёт в бою сразу же. Не в компьютерном, в реале.

ironback
ironback
для  Anunah
4 лет назад

В ВоТе вообще масса мёртворожденной техники. Ну игра же, вечная проблема – сделать красиво или сделать правдиво.

Anunah
Anunah
4 лет назад

Это не Фердинанд робяты, это недоразумение. Это, канешна, не вредительство и не преступление. Это хуже, это ошибка.

Ванёк26
Ванёк26
для  Anunah
4 лет назад

Ну да. С противопульной броней только издаля.

Человек в квадрате
Человек в квадрате
для  Proper
4 лет назад

Мне кажется, при стрельбе на такие расстояния разброс был бы слишком критичным, даже для статичной цели

Ванёк26
Ванёк26
для  Человек в квадрате
4 лет назад

Для снаряда его калибра это не важно.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.