Тонкий символизм советского кино

В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”). Снимать надо было в пять утра (утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает).

По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…

— Пусть эта телега проедет, — сказал он.

Сняли лошадь.

Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.

— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!

— Что точно? — осторожно спросил я.

— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?

Я скромно кивнул.

Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:

— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?

Он усмехнулся:

— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?

И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?

Это отрывок из книжки Георгия Данелии «Безбилетный пассажир». Так сказать, СПГС во всей красе.

Что, вы не знаете, что такое СПГС? Апофения, или синдром СПГС — — заболевание, наиболее симптоматичным проявлением которого является непреодолимое стремление искать глубокий смысл в тех или иных художественных произведениях. В анамнезе часто превалирует желание индивида позиционировать своё увлечение как высокоинтеллектуальное. В более редких случаях подобное стремление является следствием реальной заинтересованности ну или же паранойи.

Очень хорошо тренируется этот навык на школьных уроках литературы.

У визуальной апофении есть другое название — парейдолия. Это когда вам кажется, что изображение что-то значит.

В общем, СПГС — это притягивание за уши смысла, которого нет.

PS. На иллюстрации в заголовке — нет, не «Парк Юрского периода», а картина «НИИ генетики», 1976 год, художник Голобоков Геннадий Григорьевич.

Материал: https://linorius.livejournal.com/348263.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

18 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Базилевс
Базилевс
для  Proper
3 лет назад

З-зависть.
Кто срубил — тот и гений, остальные — жалкие ничтожные косплееры на передержке.

Hmm4
Hmm4
для  Proper
3 лет назад

Но ведь работает! Смотришь на этот «Квадрат» и офигиваешь, офигиваешь и смотришь… В общем, эмоций и мыслей он вызывает много больше чем «Джоконда» великого Леонардо.

Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
для  Hmm4
3 лет назад

Да ну.. И какие эмоции вызывает? Сразу хочется бросить пить и курить, даже если не курил и не пил?)

Ванёк26
Ванёк26
для  Hmm4
3 лет назад

У меня не вызвал. Старался понять чего там хотел сказать автор. Но у того похоже все слилось вместе

Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
для  Ванёк26
3 лет назад

А может это клякса?
Одну собаку так звали..
На картине- собака, ночью.

O KAK
O KAK
3 лет назад

Прежде чем писать Фриц Моргену статью про сказку о золотой рыбке, нужно было эту статью пррчитать

ZIL.130
ZIL.130
3 лет назад

Если бы не было лошади, оператор вполне мог бы снять … муху.
И тогда всё выглядело бы так:
<< — Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — муха в кадре. Символ пустых хлопот, бесперспективности и безнадёжности всех её усилий. Я угадал?

ZIL.130
ZIL.130
для  ZIL.130
3 лет назад

А символизм — тонкий, да, я бы даже сказал тоненький. Тонюсенький такой.
Да и сами они — люди тоненького ума видать … тонюсенького такого … в мелкоскоп хрен углядиш кароч.

Базилевс
Базилевс
для  ZIL.130
3 лет назад

Картинка в «Мурзилке»:
За окном — повешенный на ближайшей ветке Афоня.
Задание для самых маленьких:
Найти скрытый смысл и выход из лабиринта!

Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
Ոሉαዙҿτα ಭҿҝҿሉҿʓяҝα〄
3 лет назад

Выхожу на улицу. Кругом машЫны..
Фсё, робады нас бопедядт(

niko sokolov
niko sokolov
3 лет назад

Ну оне же художники,оне так видят. Если постоянно курить траву ещё и не такое увидят, эстеты блин.

Ванёк26
Ванёк26
3 лет назад

Тема сисек раскрыта.

ZIL.130
ZIL.130
для  Ванёк26
3 лет назад

Де?
У лошади?

Ванёк26
Ванёк26
для  ZIL.130
3 лет назад

Ну может у нее не очень симпатичное лицо, но зачем так сразу обзываться?

Ванёк26
Ванёк26
3 лет назад

Двое выходят на крыльцо и говорят о секретах а на заднем фоне плотники работают.
«Все стучали. Я угадал»
«Ага»
На самом деле в день съемок работали плотники. Просто. Работали. Плотники.

Gena
Gena
для  Ванёк26
3 лет назад

Идёт дождь за окном на заднем плане. Это слёзы невинно изнОсилованных европейских тридварастов, символизирующих символизм.
А так всё просто — «За окном шёл дождь и рота красноармейцев»©

Базилевс
Базилевс
3 лет назад

Так Поиск, Притягивание или Перемога над Голубиным Свистом?

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.