Тоталитаризм в США — откуда и почему
В современной Америке я вижу всё больше признаков существования тоталитарного государства — знакомого ранее американцам разве что по книгам Шаламова и Солженицына об СССР. Но откуда оно взялось в Америке? В стране, образованной бунтовщиками против Британской империи?
Ответ на этот вопрос у меня есть, его дает теория немецкого философа Ханны Арендт, германо-американского исследователя тоталитаризма. Теория обратного удара. Она заключается в том, что колониальные или квазиколониальные режимы, осваивая силовые методы управления в колониях – почти неизбежно рано или поздно начинают применять эти же методы управления в метрополии к своим собственным гражданам.
В начале века Адольф Гитлер изучал британские методы управления. Германия не была колониальной страной, но отчаянно мечтала ею стать – и именно из чужих колониальных практик Гитлер почерпнул и творчески развил наиболее отвратительные методики нацизма, такие, как расовые и этнические чистки, пропаганда, двойная правда, разделение людей на первый и второй сорт.
Думаю, гитлеризм не был бы столь страшен, если бы Германия была колониальной страной и знала не только парадную сторону, но и изнанку колониализма. И простые немцы, и их вожди были бы куда осторожнее. Но Германия не была колониальной страной и знала только парадную сторону колониализма – в виде глобуса, четверть территории которого были помечены алым цветом. И оттого – Германия в 30-е годы была преступно романтична.
А теперь этот путь повторяют Соединённые Штаты. Если вторжение в Афганистан ещё можно как-то оправдать интересами национальной безопасности, поимкой Осамы бен Ладена – то вторжение в Ирак нельзя оправдать и нельзя никак объяснить ничем, кроме той же преступной романтичности. Джордж Буш прочитал книгу советского диссидента Натана Щаранского и решил, что он и в самом деле сможет изменить мир, сделать его лучше – если свергнет Саддама. Ничем иным, кроме искренней веры в будущее всего мира и в роль Америки как проводника свободы и освободителя от тирании – это вторжение нельзя было объяснить.
Но разве плохо освобождать от тирании угнетённые народы? Да, если в сухом остатке – пять тысяч убитых только военнослужащих, не считая контрактников и гражданских, пятьдесят тысяч раненых и искалеченных, более триллиона долларов расходов – и в конце ноль. Даже хуже ноля, потому что в пассиве у США – испорченные отношения с Европой (охлаждение началось именно тогда), холодная война с Россией, двадцать три триллиона долларов государственного долга без малейших шансов отдать – и продолжающиеся расходы на Ирак. США ведь до сих пор там присутствуют. Малыми силами, конечно – в основном советники, спецназ, авиация. Но уже почти двадцать лет США не могут стабилизировать там режим, и по-прежнему платят ему дань — деньгами, людьми, бомбами…
И, кроме того, ведя эту долгую и страшную войну – американцы и сами сильно изменились. До всего этого невозможно было себе представить тотальную слежку ФБР за гражданами, обыски перед посадкой в самолёт, беспредел полиции, разрешение федеральным органам использовать в самих США беспилотники в рамках программы наблюдений за гражданами – причём не в рамках какого-то конкретного уголовного расследования и не против какого-то конкретного человека – а вообще. И даже без уведомления атторнея штата. Те дроны, которые США использовали против Аль-Каиды – теперь висят над головами самих американцев, и никто уже не уверен, что на них нет ракет.
Возможно, уже есть. Да скорее всего есть! Тем более что с 2011 года, с ликвидации Аль-Авлаки в Йемене (а Аль-Авлаки — гражданин США) – стало возможным использовать смертельную силу против граждан США без попытки их задержать и в рамках внесудебных процедур.
В общем, никто и ничто не мешает властям США начать наносить ракетные удары уже на территории США, тем более что сверхмалые бомбы и ракеты, предназначенные для уничтожения только одного человека с минимальным побочным ущербом – уже есть. А если что-то технически может быть применено – рано или поздно оно будет применено. Это уже не Арендт. Это мой собственный жизненный опыт…
Воодушевление, которое вызвал приход к власти Барака Обамы — было всеобщим, и внутри США и в мире – Буша же провожали крайне недобро, взваливая на него ответственность за две проигранные войны и экономический кризис. Шутка «в Техасе заждались домой одного дурачка» – не сходила с уст. Не случайно Барак Обама получил Нобелевскую премию мира сразу после избрания. Надо сказать, что потом он её отработал – сполна. Именно он почти в одиночку остановил удар по Ирану, вопреки мнению Госдепа и Комитета начальников штабов. И там и там – было полно друзей Израиля, желавших, чтобы американцы таскали каштаны из огня для евреев.
Но было уже слишком поздно. Даже ликвидация Осамы бен Ладена ничего не дала США – Осама теперь был на каждой арабской улице, в каждой кальянной или забегаловке. Экстремизм стал образом жизни сотен тысяч человек – если не миллионов. Теракт из повода для экстренного выпуска новостей превратился в обыденность, каждый день в мире происходило по пять – семь терактов. Если в 2002-м список целей JPEL (в США существует завизированный президентом список людей, которых должны убить в любом месте и любым способом, потому что они якобы враги США) составлял семь человек, то уже в 2012-м в нем было более двух тысяч имён.
Но даже список целей был лишь верхушкой айсберга неуправляемого насилия США — потому что американские дроны убивали людей без всякого списка. Это случалось всё чаще и чаще – беспилотники наносили удары не по конкретным целям, а по так называемым «моделям подозрительного поведения». То есть, компьютер анализировал всю поступающую информацию из разных источников – и вдруг выдавал информацию о том, что с долей вероятности такой-то в этой точке готовится террористический акт. Если вероятность оценивалась как семьдесят процентов или выше – это был повод для удара дрона без дополнительных расследований.
В 80% случаев таких ударов – у американцев не было никаких «ног на земле» (то есть агентурного подтверждения или живых наблюдателей), специалисты работали только со спутниковыми снимками и перехватами сообщений. И хотя до поры до времени это были такие милые районы, как зоны расселения племён в Пакистане или Йемене – ситуация от того не менялась. Время от времени США ошибались и били по свадьбам или похоронам, потому что дроны и расшифровки АНБ показали не то, что было на самом деле. После чего властям США приходилось врать и оправдываться.
А начав врать — потом уже трудно остановиться. Начав убивать и запугивать — остановиться вообще невозможно. Еще раз напомню вам тезис «осваивая силовые методы управления в колониях – почти неизбежно рано или поздно начинают применять эти же методы управления в метрополии». Именно это с США и происходит.
И вот эти вот BLM и всякая антифа — это те же самые «цветные революции», которые США применяли для дестабилизации власти и государственности в других странах, а теперь начали применять в своей собственной стране для дестабилизации собственной власти и собственного государства.
Элиты в США начали относиться к собственной стране как к чужой, понимаете? Это феномен, который можно наиболее выпукло видеть на Украине — там это доведено до логического завершения, захват власти одной из элитных групп понимается просто как карт-бланш на грабёж захваченной страны, и власти делают всё для того, чтобы по максимуму нахватать здесь и сейчас, и вывезти награбленное подальше, спрятать поглубже, потому что завтра не будет, завтра их спихнёт другая элитная группа и отожмёт всё, что не успели вывезти и спрятать.
В такой системе нет смысла строить предприятия — их отберут следующие захватчики. Нет смысла выстраивать долговременный бизнес — его отожмут следующие. Надо по максимуму рвать и хватать, чего там еще осталось от «попередников», и ни во что не вкладываться.
От этого в Америке и валится экономика, а печатаемые деньги сливаются на биржу, где отмываются и выводятся за границу. Этим же выводом занимаются и все «успешные компании» — и Гугель, и Пейсбук, и Амазон. Вы думаете, почему они даже налогов в США не платят — а власти на это смотрят сквозь пальцы? Потому что это прачечные и отмывочные.
А чтобы быдло в такой ситуации помалкивало — власти нужен максимально эффективный репрессивный аппарат плюс оболванивание населения. Это и есть то, что принято называть термином «тоталитаризм».
Цитатко:
– Дамы и господа, в некотором смысле я представляю здесь Россию. Я прослушал с величайшим вниманием все предыдущие выступления и безусловно согласен с тем, что демократию нужно развивать везде. Но я категорически не согласен с тем, что все нации и государства равны. Для нас, применительно к нашей общей задаче, обеспечению безопасности Соединённых Штатов, – это не так.
Существует только одна страна, способная представлять угрозу для США – и эта же страна является ключом для развития всего региона, как Восточной Европы, так и постсоветского пространства. На мой взгляд, мы должны отказаться от благих иллюзий, что народы Польши, Прибалтики и даже Украины могут самостоятельно выбирать свою судьбу. Не могут. Их судьба будет зависеть не только от них самих, но и от многих других факторов, в числе которых один из основных – отношения с соседями и отношение соседей.
Для всех этих стран главный сосед, главная угроза и главная возможность – это Россия. Демократическая Россия, экономически успешная Россия – локомотив развития всего региона, в политическом, экономическом и правовом отношении. Авторитарная Россия – это и угроза и одновременно рассадник этой заразы, авторитарная Россия порождает авторитаризм как коммунистическая порождала коммунизм. Следовательно, мы должны бросить все усилия на демократизацию России даже в ущерб другим странам.
– Но послушайте! – сказал начальник киевской станции.
– Я послушал, теперь послушайте вы. Россия является ключевым узлом того, что происходит в Евразии. Санкциями вопрос не решить. Наказания бессмысленны, они осознают их в парадигме войны, а не суда. Лучшее, что мы можем сейчас сделать – множить число своих сторонников. Но не из числа тех, кто выходит на площадь, а из числа тех, кто принимает решения. Майдан проиграл потому, что те, кто вышел на площадь, проиграли тем, у кого есть деньги.
Начальник киевской станции побагровел.
– Вступает в силу разница потенциалов, господа. У Украины нет потенциала для противостояния враждебной России. И у нас нет средств для Украины. Продолжается коррупция. Люди уезжают, никто не хочет жить в нищете да ещё на передовом крае новой холодной войны. В долгосрочном плане, боюсь, Украина обречена. Нам надо готовить план Б – что мы будем делать после Украины?
(это кагбэ говорит чувак из ЦРУ, который умный)