Уроки истории: благодарность Запада
На этой фотографии вы видите Николае Чаушеску – президента социалистической Румынии. Чем же был знаменит этот товарищ? Тем, что был самым прозападным и самым антисоветским из всех лидеров социалистических стран.
С первых лет своего правления Чаушеску начал проводить внешнюю политику, направленную на сокращение зависимости Румынии от СССР и других стран социалистического лагеря. В 1965 году он потребовал возвратить оставшуюся часть золота, переданного Румынией на хранение Российской империи в годы Первой мировой войны. В 1968 году Чаушеску поддержал Пражскую весну; за неделю до вторжения войск Организации Варшавского договора (ОВД) в Чехословакию он посетил Прагу, где предложил поддержку своему чехословацкому коллеге Александру Дубчеку. После подавления Пражской весны он резко осудил вторжение. В советско-китайском вооружённом конфликте на острове Даманский, произошедшем в 1969 году, румынский лидер не поддержал ни одну из сторон, заняв нейтральную позицию. Также Румыния, в отличие от других социалистических стран, сохранила дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны 1967 года и с Чили после военного переворота Аугусто Пиночета в 1973 году. В 1979 году Чаушеску открыто осудил ввод советских войск в Афганистан. Также он запретил Советскому Союзу размещать базы на румынской территории.
Говоря о румыно-советских отношениях, стоит особо отметить тесные связи между руководством СРР и Молдавской ССР, которые начали складываться после того, как 2 августа 1976 года Чаушеску приехал в Кишинёв на лечение и отдых. При этом, несмотря на то, что официально СРР не имела к СССР никаких территориальных претензий, внутри страны была широко употребима утверждённая РКП так называемая «новая историческая концепция», содержавшая тезис об «исторических правах» Румынии на территорию Молдавской ССР, а также Одесской и Черновицкой областей Украинской ССР — земли, входившие в состав Бессарабии и Северной Буковины и занятые СССР в 1940 году. Этой концепции румынские учёные придерживались вплоть до свержения Чаушеску.
При Чаушеску СРР активно развивала отношения со странами Запада. Румынский лидер, неоднократно посещавший капиталистические страны Европы и Северной Америки с официальными визитами, позиционировал себя в качестве коммуниста-реформатора, проводящего в рамках советского блока самостоятельную внешнюю политику, что вызывало симпатию у западных лидеров. В 1967 году Румыния, не получив одобрения СССР, первой из коммунистических государств признала ФРГ; впоследствии СРР и ФРГ поддерживали достаточно хорошие отношения. По соглашению между двумя странами, Румыния разрешила трансильванским немцам выезд в ФРГ, в обмен на выплату денежной компенсации со стороны последней. В августе 1969 года Чаушеску встретился в Бухаресте с избранным незадолго до того президентом США Ричардом Никсоном; Румыния стала первой из социалистических стран, посещённых Никсоном. Также СРР была одной из двух из социалистических стран (помимо Югославии), поддерживавших связи с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС): в 1974 году ЕЭС предоставило Румынии режим наибольшего благоприятствования, а в 1980 году между ЕЭС и Румынией был подписан контракт по обмену промышленными товарами. В 1984 году Румыния была единственной страной — членом СЭВ, не бойкотировавшей летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. За это в 1985 году Чаушеску был вручён Олимпийский орден.
В 1969 году Чаушеску выступил в роли посредника во время установления дипломатических отношений между США и КНР. Румынской дипломатии удалось поддерживать хорошие отношения как с Израилем, так и с Палестиной, а в 1977 году Чаушеску участвовал в переговорах президента Египта Анвара Садата с израильским руководством во время визита последнего в Израиль. Также румынский лидер имел дружеские отношения с руководителем Ливии Муаммаром Каддафи и президентом Центральноафриканской республики (впоследствии императором Центральноафриканской империи) Бокассой, получая от них выгодные концессии.
Ну и так далее.
Тут сам собой напрашивается вопрос: как же Запад наградил впоследствии, после крушения социалистической системы в странах Восточной Европы, такого выдающегося деятеля, который так сильно-сильно крутил шуры-муры с капиталистами?
О – награда не заставила себя ждать! И была она поистине уникальной. Николае Чаушеску стал ЕДИНСТВЕННЫМ из лидеров социалистических стран, который, в результате крушения социализма, БЫЛ РАССТРЕЛЯН. Причём вместе с женой. Практически без суда и следствия. Под апплодисменты “всего прогрессивного человечества”.
Что характерно – его судьба ничему не научила ни Милошевича, ни Хусейна, ни Каддафи.
Милошевичу, который старательно прогибался под Запад, ласково похлопывая по плечу, внушили, что ему, “такому серьёзному лидеру” – не к лицу водить дружбу с каким-то самостийным отребьем, что такая дружба дискредитирует его в глазах “цивилизованного мира”. И Милошевич – повёлся. Он предал, слил краинских и боснийских сербов, подписав Дейтонские соглашения – согласно которым (если отбросить словесную шелуху) Сербия отказалась от создания крупного сербского государства на всех землях, на которых проживали сербы.
Подписав эти соглашения – Милошевич поставил крест на Югославии, на единой сильной независимой Сербии, а заодно и на себе самом. Милошевича ждали – арест, нелегальный вывоз в Гаагу и трибунал. Причём он попал на скамью подсудимых гораздо раньше, чем те самые лидеры краинских и боснийских сербов, которых он считал криминальным отребьем. Правда, когда Милошевич понял, что всё кончено – он повёл себя достойно, мужественно, бескомпромиссно. Но это уже ничего не изменило – его уничтожили.
Больше Запад таких промахов не допускал. Других лидеров захваченных стран (Ирака и Ливии) – просто убивали руками своих шестёрок, без вывоза в Гаагу.
Хусейн считал себя очень-очень хитрым. И всерьёз верил, что он способен высидеть одновременно не то что на двух, а даже и на большем количестве стульев. Он водил дружбу с Советским Союзом – когда ему нужно было советское оружие. Но потом в соседнем Иране произошла исламская революция – и Саддам Хусейн решил, что настал его звёздный час. Запад был готов задружиться с любым, кто согласится вцепиться Ирану в горло – и Хусейн охотно согласился на эту роль. Без какого-либо повода, Ирак напал на переживающий нелёгкие времена Иран, против которого как раз были введены санкции. Началась затяжная, кровопролитная Ирано-Иракская война.
Запад был целиком и полностью на стороне Саддама Хусейна. США, Великобритания и Франция поставляли Ираку оружие и разведывательную информацию, всячески помогали в экономическом плане. Именно американцы помогли Хусейну обзавестись серьёзным арсеналом химического оружия. И когда это оружие применялось против иранцев – это на удивление спокойно и благодушно воспринималось “цивилизованным миром”. Пользуясь моментом, Саддам устроил в Ираке резню коммунистов и разгромил курдов (используя всё то же химическое оружие).
Но в конце концов война с Ираном закончилась, причем Иран устоял. И Саддам перестал быть нужен – он слишком много знал грязных подробностей. Тогда элита Запада решила от Хусейна избавиться. Ему прозрачно намекнули, что если он нападёт на соседний Кувейт и аннексирует его – ему за это ничего не будет, все промолчат и сделают вид что ничего не заметили. И Саддам повёлся. Ведь до этого он нападал на гораздо более крупный Иран – и его за это только нахваливали. Непомерная самовлюблённость помешала ему заметить, что он у хозяев вышел в тираж.
Надо заметить, что Запад сосредотачивал войска возле иракских границ довольно долго. В этот период Саддам мог бы уничтожить войска собранной против него коалиции при помощи того самого химического оружия, и огромного количества имевшихся у него танков. Он мог бы (и даже грозился это сделать) сжечь половину Израиля. Но, видимо, всё ещё не верил, что списан в утиль вчерашними союзниками. Он надеялся договориться. Ради этого Ирак ушёл из Кувейта и согласился отдать всё своё химическое оружие. А Запад не стал трогать Хусейна и штурмовать Багдад.
Однако впоследствии оказалось, что Запад просто решил не рисковать. Ирак сначала разоружили, потом измотали санкциями, а затем, под совершенно ложным предлогом (якобы у Хусейна было ядерное оружие), двинули войска на Багдад – не забыв купить с потрохами офицеров иракской армии. А Хусейн-то всерьёз полагал, что давно уже калёным железом выжег любые зачатки измены.
Дальнейшее вы знаете. Его судило местное “правосудие” (то есть – всякие ханурики, приехавшие в Ирак в американском обозе), и его повесили. Правда, на последнем этапе Хусейн (понявший наконец, что терять уже нечего) начал доставлять хлопоты. На суде он произносил дерзкие фразы и рассказывал ненужное Западу (так, что пришлось вырезать часть документальной кинохроники).
Это тоже было учтено. Со следующим свергнутым лидером другой суверенной страны – обошлись без всяких судов, пусть даже показушных.
Муамар Каддафи контактировал с громадным количеством иностранных политиков (в том числе европейских), которых нередко снабжал деньгами, принимал для них участие в самых странных, запутанных, грязных интригах и махинациях – и, соответственно, превратился в носителя самой разной информации, в том числе весьма пикантного свойства. Каддафи даже пытал привозимых ему “врагов США” в своих тюрьмах в интересах ЦРУ. В конце концов среди сильных мира сего появилось немало таких, которые мечтали о том, чтобы вся информация, которой владел Каддафи, а также все денежные долги этому человеку – ушли вместе с ним в могилу. И Муаммар не распознал этого момента, когда его существование на нашем глобусе стало крайне нежелательным для определённых кругов. Более того – он даже сдал всё своё химическое оружие Западу, в обмен на сладкие речи и улыбки до ушей.
Дальнейшее было легко предсказуемо – в Ливии началась Гражданская война. Это в стране, в которой, как казалось на первый взгляд, не было для вооружённого мятежа ни малейших оснований. Ведь ливийцы – были одним из самых зажиточных, социально защищённых народов на планете. Уж во всяком случае в Африке – им точно не было равных по уровню жизни. Однако Запад умеет разводить лохов – а ливийцы оказались лохами.
В конце концов Каддафи схватили и замучили. А в США Хиллари Клинтон сказала, глядя на видео издевательств над Каддафи, своё “Вау!”.
Такова благодарность Запада своим помощникам.