Заводские столовые прекрасного СССР
На днях некоторые комментаторы высказывались примерно так: «пусть мяса в советские магазины пускали из расчёта 1,5 килограмма на человека в год, но ведь были же заводские столовые, например».
Вместо ответа цитирую статью из советской прессы:
Апрель 1983, «Неделя» (приложение к «Известиям»). Собственный корреспондент газеты «Известия» Л. Левицкий, приехав в большой сибирский город Томск в рамках всесоюзной кампании по бережному отношению к хлебу, обошёл все столовые и кафе города и обнаружил:
«…Уж очень много пищи остаётся в тарелках, и весьма щедрые ломти хлеба летят в ведро. В чём дело?» В ходе расследования выяснилось, что комбинат общественного питания, в который входят столовые и кафе, требует от них выполнения ежедневного плана сдачи пищевых отходов на свиноферму, которую завёл на основании очередного решения ЦК КПСС об улучшении обслуживания населения. В результате «в большинстве столовых еда готовится невкусно. Почти во всех кафе города молочный суп отдаёт пригоревшим, рожки в гарнире слепились, являют собой малоаппетитный ком, творожная запеканка – словно из опилок, хотя исходный продукт вполне доброкачественный». Клиенты не едят умышленно плохо приготовленную еду, зато план сдачи пищевых отходов на ферму выполняется и перевыполняется. Комбинат выращивает свиней, которые пойдут на приготовление несъедобной пищи, позволяющей выполнять план.
Это к вопросу качества еды в столовых. Под плакатом так и хочется сделать подпись: “Свиньям сойдёт!”
О том, мог ли попасть в заводскую столовую советский пенсионер, и что вообще могли себе позволить сельские пенсионеры на колхозную пенсию в 12 рублей — разговор особый.
По ссылке ещё много любопытных цитат о советских реалиях. Но журналисты немного приукрашивают действительность, конечно, в то время цензура была очень сильна. К примеру, газеты пишут, будто молодёжь уже не знает, что такое «барак», что такое «коммуналка». И это в 1983 году, когда в бараках и коммуналках жили ещё десятки миллионов советских граждан…
А вот зарисовка со станкостроительного завода, которая объясняет, как могли советские люди разменивать своё здоровье на право встать в очередь на квартиру или на зарплату, достаточную для периодических закупок на рынке:
1 февраля 1983, «Правда»
Опубликован отчёт о визите Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова на Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе и беседе с его рабочими. Во время прогулки по цехам Андропов поинтересовался, насколько «конкурентоспособны» станки, почему рабочие не хотят работать. Начальник цеха отделочных работ Т. Комарова рассказала, что в её цехе работают в основном женщины. «Мужчины не очень-то идут к нам работать», – объяснила она. На вопрос Андропова «почему?» ответила: «Им кажется, у нас очень тяжело, поскольку производство вредное, и они себя берегут». Цех использует «недостаточно хорошие лакокрасочные материалы», из-за чего станки приходится перекрашивать по нескольку раз, а шлифовальные машинки, которыми пользуются работницы, «весят два килограмма и при работе вибрируют так, что всего человека сотрясает». Высказана обеспокоенность тем, что на завод не идёт молодёжь – и непонятно почему, ибо станочник А. Королёв зарабатывает «рублей 250».
Эти 250 рублей — хорошие по тем временам деньги. И рабочие всё равно не хотят работать. Причина? Она проста – подержанную иномарку, например, было на такую зарплату не купить в принципе. Для покупки иномарки надо было или занимать номенклатурную должность, или иметь доступ к нетрудовым доходам. Например, быть директором магазина и воровать:
31 августа 1983, «Литературная газета»
В материале из Верховного суда СССР рассказывается о случае в Ростове-на-Дону: директор магазина на автомобиле «Вольво» сбил насмерть человека. Осуждён к лишению свободы был шофёр грузовика, подъехавшего вскоре к месту происшествия. Только через два года рабочего оправдали и был осуждён подлинный виновник.
Разумеется, всё это клевета, ничего такого в СССР не было, а советская пресса клеветала на СССР. Вот примерно так вам это будут объяснять нынешние “свидетели СССР”. Ну что сказать – убедительно, мы верим, всё так и было.
Щас Митрич и РВВ все объяснят.
Зато формально, скажут, инфляции почти не было.
Ну, потому что о ней не писали в газетах (а имевший место дефицит товаров – тоже скрытая инфляция).
И ваще, небо было голубей, трава зеленнй, а девки сисястей.))
Ну в советское время была практика на московские заводы присылать станочников с других предприятий. Знакомый ездил как то и местные очень недовольны были, потому что приезжие сбивали нормы выработки.
Купить иномарку ! в 1983 году! Где он жил? Только жигули или москвич, волгу. Иномарки с дип номерами катались по двум столицам, ну и морячки иногда привозили на пароходе.
Эт да — тут прокол и сильный.
Какой прокол, если директор магазина купил авто у морячка или дипломата?
Он имеет в виду – это в СССР было как написать на лбу “Я вор”.
Но у торгаша видимо всё было схвачено так хорошо, что он возомнил себя неприкасаемым. Однако неприкасаемые тогда были лишь в партийной номенклатуре – вот чувачок и сгорел.
Во всех заводских столовках где бывал, кормили норм. В отличие от школьных. Ну дети потерпят, им же было обещано прекрасное… далёко.)))
Когда к невзыскательному вкусу еды привыкаешь – он кажется нормальным.))
Я не привередлив. Главное чтобы продукты были свежие и сготовлено как надо, а не так что в супе гнилая картошка и та не до конца очищена.
А вот в школьной столовке готовили мерзко. Слипшиеся макароны, котлеты (школьные, ага)) из хлеба и сала с жилами, супчик похожий то ли на помои. то ли на простую воду.
Зато после работы тётки с сумками домой шли. Своих-то деток тоже надо покормить.))
Вот заводской столовой видел как тарелки в варочный цех улетают, с матюгами. И всё, сразу порядок.
1970-71 работал на серъезном оборонном заводе, в столовке вкусно и дешево. При том, что в городе совсем не было мяса – каждую смену покупал 300г колбасы без всяких талонов, родителям и братишке.
В 90-92 служил под Питером, ездил несколько раз на номерной завод (ремонтный) за машинами. Обедали в столовке при заводе, нормально кормили, не хуже чем на ЧерМК.)
Трудовые будни начинал ещё на УПК в типографии “Забайкальский Рабочий”,кормёжка на убой, соки,молоко. На ЗТО(торгобормудование) кормили хуже, но – приемлемо и никто не травился,вполне свежее всё(сам на иж-2715 ездил в подшефный совхоз за молочкой-мсяом). Раз занесла нелёгкая в столовую ЧМЗ – вот там отстой, на уровне столовки политеха, даже хуже пединститутской. Где как могли с продуктами – так и готовили, и дело не только в вороватости или криворукости поваров. Сейчас вот у всех примерно равные стартовые позиции – но в одни кафе-позные люди идут, другие живут за счёт места или просто потока нороту, хотя репутация хуже первых.