Цивилизация без фронтира
Наблюдая за крушением в режиме онлайн еще совсем недавно казавшейся незыблемой Западной цивилизации, отчетливо понимаешь справедливость фразы:
Но их бедой была победа. За ней открылась — пустота.
Освободившись три десятилетия назад от противостояния с «вторым миром» Запад направил полученные им огромные средства вовсе не на научно-технический и социальный прогресс, а пустил их в пасть глобальному финансовому капиталу, то есть, попросту бездарно слив в унитаз. Четверть века отсутствия реально конкуренции и необходимости поддержания себя в тонусе окончательно лишили его воли к жизни, превратив в подобие идеального потребителя образца начинающегося в субботу понедельника.
И неудивительно, что сегодня европейсы уступают свое жизненное пространство пришельцам с Юга и Востока. А американцы — своим, местным гетто-нигерам (термин взят из цикла статей Станислава Безгинa, известного так же под псевдонимом Тояма Токанава про революцию баклажанов в САСШ). За последнее поколение они лишились стимулов к прогрессу и борьбе, без которых выживание становится куда более затруднительным. Что четко доказывает и наука.
Умным людям уже давно известно, что единственной причиной, не позволяющей обществу коллапсировать — является наличие достаточно развитых соседей, которые его при этом просто захватят.
Я читал книжку Джозефа Тейнтера «Коллапс сложных обществ». Согласно Тейтнеру, коллапс проходит очень быстро, практически за одно поколение. Единственной причиной не позволяющей обществу коллапсировать — это наличие достаточно развитых соседей, которые его при этом просто захватят. Например у Западной Римской Империи не было развитых внешних врагов, и она быстро превратилась в конгломерат варварских королевств. А у Византии был враг — Персия, и она не могла позволить себе упрощаться. Поэтому у меня вызывает удивление та наивная вера американцев, в то что если в мире будет совсем плохо, то они включат доктрину Монро и отсидятся на континенте.
И нынешнее стремительное упрощение Запада сыграет с ним и с его Ылитами очень злую шутку. Впрочем, лично я над нею искренне и не без злорадства посмеюсь.
Закон, проверенный историей. Всё, что неспособно к сопротивлению и преодолению давления внешней среды обречено исчезнуть. На этом основан сам принцип жизни в любой её форме. Это же касается и людей. Как только общество отказывается от борьбы за принципы и ценности его формирующие, оно гибнет. Сперва гибнет как целое, потом гибнет на индивидуальном уровне. Люди по своей природе не предназначены к существованию в форме жруще-ср%щей биомассы. В такой форме они неизбежно гибнут, становясь удобрением для других социумов, не утративших жизненные рефлексы и инстинкты.
И умные люди это поняли давно.
Холодная война и четыре десятилетия послевоенного противостояния дали миру не только полет на Луну (в Голливуде), но и очень многое другое. Как в научно-техническом, так экономическом и социально-общественном плане. Общество всеобщего благосостояния — это ведь результат именно той эпохи. Доказательство — процесс сегодняшнего времени, когда от него остались буквально рожки да ножки.
Вот почему у меня нет сожаления по поводу уже неизбежного крушения мира, который мы знали последние почти три десятилетия. Ибо появление отдельных научно-технических и экономических кластеров неизбежно приведет к конкуренции между ними, а значит и рывку прогресса. А это крайне важно для всего рода человеческого, если он, конечно, не хочет стать межзвездным пеплом.