Электросало уронили
Украина тысяч электростанций: страна распадается на изолированные энергосистемы. Последствия ракетных ударов вынуждают украинские власти превращать единую энергосистему в десятки отдельных.
Так что масштабные недельные блэкауты в Одессе — лишь начало карусели, которая может прокатиться по всей стране. Но распиливание энергосистемы на независимые куски может быть лишь временным выходом, считают эксперты.
По данным «Укрэнерго», спрос на электроэнергию на Украине в марте — октябре прошлого года упал до мощности 9—13 ГВт. Три оставшиеся под контролем Киева АЭС, которые не попадают под российские удары, могут покрывать до 7,6 ГВт, но не постоянно. Блоки необходимо выводить время от времени в ремонт, и мощность атомных станций может снижаться до 5,4 ГВт.
Таким образом, остальные виды генерации должны покрывать 5—8 ГВт. Гидрогенерация может взять на себя до 2 ГВт, а остальное должны сделать ТЭС и ТЭЦ. До СВО это было возможно. Однако в прошлом году Украина потеряла часть станций, а 75% мощности, или 7,5 ГВт, оставшихся требуют обновления после ударов, заявлял исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.
В компании предлагают увеличить мощность импорта до 2 ГВт, тогда как по всей стране развернулась кампания по переходу на светодиодные лампы, миллионы которых поставляет Евросоюз. Власти утверждают, что 50 млн ламп снизят спрос на мощность в 1 ГВт.
Этого недостаточно, но у Украины есть и другая серьезная проблема. Электростанции распределены по стране неравномерно, а российские удары наносились также по узловым высоковольтным подстанциям, которые соединяют украинскую энергосистему в единое целое.
В январе в ДТЭК заявляли, что для ремонта подстанций из-за границы поступило только 10—15% необходимого оборудования. А ситуация в Одессе показала, что и с отремонтированным проблемы.
«Оборудование, которое было несколько раз повреждено, исчерпало свой технический ресурс. Поэтому последствия серии российских атак дают знать не только непосредственно во время попаданий, но и какое-то время после этого», — сообщает «Укрэнерго».
Свежий пример — Одесса, где после технологической аварии на подстанции с пятницы на субботу без электроэнергии сразу осталось 500 тыс. человек. Восстановить обещают до пятницы, однако пока без света находится 200 тыс. человек, остальные получают электроэнергию два часа через восемь.
В такой ситуации власти завозят в город генераторы, включая мощные на 25 МВт, и ведут переговоры с Турцией о срочном привлечении судов-электростанций, которые ранее хотели разместить на безопасном расстоянии — в румынских и молдавских портах на Дунае.
Создание автономных энергосистем — не единичный случай, а стратегия, которую хотят использовать по предложению западных специалистов на всей Украине, замечают эксперты.
«Что предлагают Украине? Вместо 10 блоков больших ТЭС по 200—300 МВт построить 2—3 тыс. маленьких электростанций. И вместо еще 2—3 блоков АЭС на 2—3 ГВт — еще 2—3 тыс. маленьких электростанций. То есть вместо 12 больших объектов Украина получит 4—6 тыс. небольших объектов», — пишет в одной из соцсетей председатель Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Реализовать такой сценарий будет маловероятно, так как он слишком финансово затратный, полагает эксперт.
«А еще больше проблем с таким „добром“ возникает при балансировании, распределении, обслуживании и наличии резервных мощностей на время ремонта», — пишет Юрий Корольчук.
Он отмечает, что стратегия напоминает идею «генератор в кожну хату».
«То есть идея идет не о децентрализации, а о раздроблении энергосистемы. Поэтому на данном этапе такие проекты не могут принести качественные изменения для энергосистемы, а исключительно дадут заработать тем, кто будет иметь к этому отношение. Ну и, конечно, заработают продавцы — собственники таких малых электростанций», — полагает председатель Института энергетических стратегий. Он оценивает, что производство электроэнергии будет обходиться на 50—60% дороже.
Исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук оценивал себестоимость электроэнергии, которую вырабатывают генераторы, в 20 грн. за кВт⋅ч (500 евро за МВт). Это почти втрое дороже, чем сегодня торгуют электроэнергией на биржах в странах Северо-Западной Европы (175 евро). Правда, Дмитрий Сахарук указывал на то, что сейчас на Украине выбирают не между дорогим и дешевым киловаттом, а между тем, есть он или нет.
Вариант восстановления единой энергосистемы — наилучший вариант, однако даже без учета новых ударов он крайне затратный, длительный и технически сложный. Например, трансформаторы, которые нужны для узловых подстанций и подстанций электростанций. Их выпускали на Запорожском трансформаторном заводе, а в декабре Российская армия нанесла удар по нему.
Глава правления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий заявил, что ситуация с трансформаторами 750 кВ критическая. Как отмечает The Foreign Affairs, оборудование производят в Китае, Индии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Испании и Турции. Но большинство не совместимо с украинской «советской» энергосистемой и подходящее можно найти только в бывших странах Варшавского договора в Восточной Европе.
«Российские удары уничтожают критически важное сетевое оборудование быстрее, чем его можно отремонтировать или заменить. Каждая крупная передающая подстанция и тепловая электростанция на Украине испытали по крайней мере одну атаку, а некоторые из них были поражены более пяти раз. Десятки автотрансформаторов, наиболее важного компонента сети, уничтожили. Закупка автотрансформаторов стала актуальным приоритетом для украинского правительства», — сообщает The Foreign Affairs. Издание отмечает, что через западные посольства Украина распространила «приоритетный» список покупок сетевого оборудования, в том числе 55 срочно необходимых автотрансформаторов. Однако выделенных США и ЕС $ 300 млн не хватит даже на автотрансформаторы, чей срок изготовления может достигать года и более.
Американское издание предлагает искать оборудование по всей Европе и создавать ремонтные мастерские за пределами Украины.
«Полный коллапс энергосистемы будет иметь катастрофические последствия для украинских военных, подрывая их логистику. Западные державы потратили более 100 миллиардов долларов на поддержку Украины, но необходимая сумма резко возрастет в стране без функционирующей энергосистемы», — пишет The Foreign Affairs. В издании делают мрачный прогноз, если наступит полный коллапс украинской энергосистемы: «Эпидемии, голод, массовая миграция, обвалы плотин и даже военное поражение станут реальными на Украине».