Гонзо-военкоры
Итак, речь пойдёт о журналистике. «Классическая» журналистика стоит на трёх «китах» — верифицированном фактаже, максимальном отстранении от темы самого журналиста и языке, понятном большинству аудитории.
И так было очень долго. Пока не наступил 1970 год, и не появился Хантер Томпсон. Который поехал писать о скачках, но с того места, куда он смог попасть — самих скачек тупо не было видно, и он написал об… атмосфере вокруг скачек.
Нет, результат он тоже привёл. Но совершенно наплевал на все устои журналистики — он описывал своё отношение к увиденному. И даже давал этому свои оценки. Да ещё и оценки с точки зрения пьяного человека. Хантер вообще имел славу человека, перепробовавшего все известные наркотики, не говоря уже об алкоголе.
Вот так и родилась гонзо-журналистика.
Если «классическая журналистика» делает упор на фактаж и события, то стержень гонзо-журналистики — это подача читателям эмоций. Да не просто эмоций, а эмоций «под напором». Этакий эмоциональный удар.
Вот это и есть основная задача гонзо-журналистики — погружение читателя и «телеглядача» в эмоциональную атмосферу события. И решается эта задача практически всегда без присутствия самого журналиста в эпицентре событий.
Улавливаете?
Без присутствия. Т.е. методом гонзо-журналистики является реконструкция.
Что это означает? А то, что в гонзо-журналистике почти всё — постановка. Да-да — для усиления главного эффекта, эмоционального воздействия на аудиторию, они иллюстрируют своё текст постановкой, имитирующей реальные события.
В применении к военкорам — глупо спрашивать у них, были ли они на передовой. Это неважно — были или не были. Френсис Форд Коппола даже не служил в армии. Но снял шедевральный Apocalypse Now. Тогда как масса людей, на передовой побывавших, наснимали целые горы киношлака уровня рука-лицо.
И вот что я вам скажу — это работа не из лёгких и чревата последствиями для психики. Вы помните «дважды покойного» Бабченко по прозвищу «страшиназапаса»? Он ведь тоже начинал как такой вот гонзо-журналист, а потом у него улетела кукушка и он стал клоуном.
Или Александра Невзорова помните?
В любом материале часть его времени можно, это считается допустимым и даже чуть ли не хорошим тоном — потратить на паблик релейшнз самого себя или какого-то заказчика. Нужно только соблюдать пропорции. Самого материала по теме — 90%, и 10% PR.
Так вот с Невзоровым случилось почти то же, что и с Бабченкой — у него «протекла крыша», и он перестал ощущать пропорции в своих «материалах». Почти весь материал у него стал тупо пиаром самого себя, любимого. А это — профессиональная смерть.
Так что вот такое выгорание на этой работе — профессиональный риск. Это непростая работа. И сложная в психологическом плане.
Гонзо-военкору надо ЧУВСТВОВАТЬ материал – а это совсем другое. Он рассказывает о войне тем, кто сидит на диване – и ему надо сделать это так, чтобы донести до людей, никогда там не бывавших, хотя бы частицу понимания. Даже не правды – нахрен никому не нужна “окопная правда”.
В гонзо-журналистике не обходится и без крайностей — вы же помните кадры «отравленных Асадом» сирийских детей? Это — тоже гонзо-журналистика. Крайний случай. И съёмки в Буче — тоже.
Ну и надо ещё понимать, что есть и вторичное — вокруг военкоров тут же образуется слой из «военблогеров», которые обсуждают уже не войну, а самих военкоров.
Берег, и где-то возле горизонта — туча чаек, истошно вопящих и мечущихся в воздухе. Вот так выглядит информационная картина любого значимого события.
Если вы будете слушать крики и вопли отдельных чаек — вы нихрена не поймёте вообще: что произошло как и где. А потому что каждая чайка орёт о своём. Ещё раз — не о событии, а о своём переживании, вызванном то ли событием, то ли чем-то, что с этим событием может быть связано косвенно и не связано вовсе — может, у неё лапа просто разнылась из-за погоды.
А вот вам прямо-таки пророческий кадр из фильма про гонзо-журналистику:
Кстати, Депп в память о своём друге Хантере носит на шее знак «gonzo».
З.И.Л.
Как всегда — рахмат за причёс текста.
Без обид, но половину написанного (большую)) уже выдал Пропер когда объяснял мне бездны Сладкова.)))
Хехехе-с.
Ты невнимателен — прямо тут я у него спросил можно ли утянуть главмысль его камментов. И «подал» всё это в несколько другом ракурсе. Ну и чуть подразвернул мысль.
Так что — таки да: исходник это камменты Глагне.
Ага, уже почитал.)
Тот раз мы с Пропером обсуждали Сладкова, но он-то действительно военкор. Гонзо-журналист это Семён Пегов.
Ну тебе же Глагне написал и про Сладкова — у него тоже постановка играет важную роль. Ты без труда найдёшь это.
Пойми приставка гонзо- — не означает что-то «криминального» или же унижающего.
Это такой вид журналистики/беллетристики.
Просто вид.
И в нём тоже можно работать на совесть и делать очень качественную работу.
Быть высоким спецом.
Как и в любой сфере деятельности.
Вообще общее для всех сфер приложения труда человека имеет значение только одно — делаешь ли ты работу либо гонишь халтуру.
Ну в постановках обвиняли ещё звезду советского военного репортажа- Лещинского. Понятно, что подать репортаж надо эмоционально, а оказаться в гуще боя не только не безопасно, но иногда просто не успеть к событию. А окопную правду доносить смысла нет. Она у каждого своя. У разведки своя, у комбата, у артиллеристов, военврачей и т.д. У двух человек воевавших в Чечне в одно и тоже время спрашивал про фильм Невзорова «Чистилище». Один сказал, что это бред и Невзорову надо морду набить, другой — вполне могло быть, хотя сам с таким не встречался.
Насчёт фактажа, объективности и прочих красивостей- если ты журналист воюющей страны никакой объективности у тебя быть не может. Иначе то, что называют войной информационной будет сразу проиграно. Мы уже это проходили.
Известная поговорка врёт. У нас проблемы только с дорогами, а с дураками проблем нет, их хватает и даже избыток — впору налаживать экспорт.
Между прочим, дураки это ценный ресурс, более того — это топливо рыночной экономики. «Без лоха жизнь плоха» — это тебе любой барыга скажет. Отсюда вывод — чем больше лохов, тем лучше жизнь.
Вообще это придумал д-р Геббельс. Это его операторы снимали «как бы кинохронику» — первые в мире. На самом деле Ди Дойче Вохеншау транслировала исключительно постановку. Потом так стали снимать в СССР, а в США — куда позже. Там не смогли вовремя вылезти из шаблонов Голливуда.
Вообще это придумал д-р Геббельс.
Ага. Ещё в Первую мировую для документирования великих побед флота его британского величества с целью подтверждения народу нужности линкоров и линейных крейсеров.
Жена:
— Хочешь трахнуть симпатичную мулатку?
Муж:
— Конечно!
Жена:
— Тогда дай денег на солярий!
Вы хотели гонзо-военкуров? Их есть у меня. Прямо какая-то «горбатая гора 2.0 военкор эдишн», прости Господи:
Для тех, кто не в курсе — Антон Красовский открытый гей, и вдобавок он ВИЧ-инфицированный.
Даниил Безсонов — начальник пресс-службы Управления Народной милиции ДНР.
Что их связывает — я не знаю, но эфир передачи «Антонимы» они ведут вместе. В каком-то месте.
Думаю, скоро будут лекции на тему: «Как наступать, щобы военкор xероически смотрелси в кадре».
А ведь не так давно Антон с Ксюшей ржали над хохлами:
Ну нюх у хохла хороший. Переобулся вовремя, а вот например бессмертный Аркаша оказался дурак дураком, а мог бы сейчас быть суперстар.))
А может не переобулся? Просто делает вид? на жительство в другую страну.
Время сейчас такое. Перефразируя Вальтера Николаи можно сказать в инфовойне нет подонков, есть кадры.))
Есть просто предатели(зачёркнуто) рассказчики за деньги.