Матрица для нищебродов

Оказывается, в этом году исполняется не только сорок лет с момента выхода на экраны «Гостьи из будущего», но и 25 лет с момента начала показа другой знакового для нашего поколения кинокартины — «Матрицы».

Да, именно так: фильм братьев — именно братьев и никак иначе (они и сейчас братья) — Вачовски вышел на экраны 31 марта 1999 года. Кстати, если честно, то я посмотрел его (фильм «Матрица») где-то через полгода — в октябре 1999. Разумеется, на видеокассете. Впрочем, не важно.

Важно то, что этот фильм реально оказался рубежным — и не только в истории кинематографа, где, по сути, произошла «революция» в плане показа боевиков. (Все эти slow-mo, уклонения от пуль, «крутящаяся камера», невероятные и принципиально невозможные в нашем мире трюки и все прочее, что стало таким привычным после «Матрицы», но чего не было до.)

Но на самом деле «Матрица» оказалась не только «визуальной инновацией». Потому, что она, по сути, «открыла» для массового потребителя тему «ненастоящего мира», тему иллюзорности всего происходящего. Почему «открыла» в кавычках? Да потому, что, конечно, данная идея существовала очень давно: даже пресловутый епископ Беркли был на самом деле тут далеко не первым — даже если не брать мощную буддийскую традицию, то всё равно стоит признать, что еще Платон со своей метафорой «пещеры» утверждал что-то подобное.

Что же касается меня, то я, прежде всего, вспомнил лемовский «Футурологический конгресс» 1971 года, хотя, конечно, пан Станислав обращался к этой теме не раз. Например, «Странные ящики профессора Коркорана» 1960 года практически один в один воспроизводят идею «виртуальной реальности».

Однако «массовый потребитель культпродукта» все это пропускал мимо своих ушей до тех пор, пока пресловутые братья не вывалили им на голову свою «Матрицу». И началось… в смысле, начался целый вал «кино-» и не кинопродуктов, в которых данная тема оказывается главной — вплоть до ужасного (в плане исполнения) последнего «отечественного» «Мастера и Маргариты». (Это «вторичная свежесть» не сказать даже, какой категории: «отсылки к Нолану», который сам «отсылка к Матрице», которая — см. сказанное выше.) Впрочем, ладно: ублюдочность новорусского «интеллигентского» кино — вещь известная, и тратить на ее обсуждение время не стоит.

Гораздо важнее — обратить внимание несколько на иное. На то, что пресловутая «Матрица» — задав один из базовых трендов современного мировосприятия, который и выражает масскульт — по сути, произвела возвеличивание компьютеров и прочих IT, обожествление их и помещение на самый верх иерархической пирамиды. Вот это, ИМХО, и является тем, что можно назвать «эффектом Матрицы», главным воздействием данного творения Вачовски, который, собственно, и определяет его реальное цивилизационное значение.

Поэтому все остальные произведения братьев — даже если оные и выше по техническому и иному исполнению — в реальности ушли в небытие. А «Матрица» — осталась.

Собственно, именно «Матрица» вместе с «Терминатором» — так же занимающим базовое значение в «современной культурной парадигме» — и заложила основу современного «айтиложества», которое так ярко проявляется сейчас практически во всём. Начиная с фантастического роста фондового рынка США и иных западных стран — где лет 20 вообще ничего не растет, кроме около-айтишного «хайтека». То есть, лет 15-20 Запад, фактически, ни во что не инвестирует, кроме как в Divini Computers. И заканчивая не менее фантастическим ростом зарплат пресловутых «айтишников», которые уже превышают зарплату работников «финансовой сферы».

При этом реальный «выхлоп» этой отрасли… ну, в общем, об этом уже не раз говорилось, поэтому не буду тут особо распространяться. Отмечу только то, что сейчас до сих пор снег чистят не роботы, а люди, так же люди крутят «баранки», работают грузчиками, строительными рабочими и сборщиками на конвейерах. А роботы… а роботы рисуют «прикольные картинки», пишут музыку и дипломы, советуют «как лечиться» и помогают мошенникам уводить огромные суммы денег из карманов обывателей одним движением пальца.

Ну, а что, иного надо было ожидать? Divini Computer — он же не для того Divini, чтобы улицы мести? Он — для того, чтобы ему поклонялись и приносили жертвы (в виде своих кошельков) люди, возжелавшие получить себе реальное божество! И только то, что до сих пор еще не появилось «настоящего ИИ», не позволяет прямо отдать компьютерам власть — дабы оные судили и жаловали «кожанных мешков» по власти своего всемогущества. Ведь они всемогущи, да? Ну, а как же иначе, я же в кино это видел, в «Матрице», где агент Смит и Архитектор.

Ну ладно, ладно, нет тут ничего такого: «масонская мифология» всегда была чистой попсой, даже во времена Льва Толстого. И кроме этой «попсы для аристократов» в ней никогда ничего и не было.

И поэтому нет смысла искать в «Матрице» каких-то «тайных смыслов» (простите за рекурсию!), нет смысла воспринимать этот фильм в качестве какого-то важного элемента «нового мирового порядка» и т.д. Так как на самом деле все гораздо проще: «Матрица» не заложила тенденцию, а лишь визуализировала то, что «зрело» внутри западного общественного сознания в течение предыдущего десятилетия. Когда, собственно, и зародился миф о «Всемогущей машине, становящейся благим божеством».

Именно «благим»: в той же «Матрице» роботы дают человеку возможность существовать в ванне с физраствором. Хотя с т.з. любой логики находящиеся на подобном уровне сознания компьютеры-программы могли бы с легкостью уничтожить «всю эту слизь». «Энергетическая модель» фильма не выдерживает элементарной критики, равно как «альтернативная модель», где люди нужны, как «сервера»: еще раз, техносфера в «Матрице» настолько развита, что может прекрасно обойтись без этого.

Так что любой, кто может хоть немного мыслить, должен понять: эта самая «компьютерная мифология» к реальной жизни имеет не большее отношение, нежели та же «классическая античная мифология» со всеми ее божествами и героями к реальной жизни античного же полиса. Потому, что это в мифе Зевс с молниями карает каждого нечестивца и порождает массу героев (от каждой более-менее привлекательной бабы) для «умирения Вселенной». А в реальности — аристократы мутузятся друг с другом за право обирать простолюдинов, и да, плодят, конечно, бастардов в товарных количествах. Но вовсе не для улучшения бытия, а просто так, «потому, что возможность есть».

То есть, это в мифах «всемогущие компьютеры могут все посчитать и всем управлять, подменяя человеку «реальную реальность» реальностью виртуальной. А в реальной — простите — реальности попытки «активного использования виртуальной реальности» проваливаются уже не помню, сколько раз. Первая попытка была еще до «Матрицы» — в начале 1990 годов. Последняя — Apple Vision Pro, но про нее пока ничего сказать невозможно. Еще были Google Glass, так же вызвавшие немалый шум — и полное забвение года через два после выхода.

Примерно то же самое можно сказать про все остальное, включая пресловутый ИИ, который, конечно, искусственный, но никакой не интеллект. Потому что всё это — скорее «виртуальные» (рекурсия! она везде!) образы, нежели на самом деле существующие технологии. И на самом деле та же легкость «написания дипломов» — да и диссертаций — связана только с тем, что студенты и аспиранты сами по себе пишут там ТРАДИЦИОННО полную муру, а проверяющие этот факт прекрасно знают.

Знаменитое «а болты будем делать из дерева, потому, что мой диплом никто не читает» я встречал у очень многих людей из самых разных вузов. То есть, то, что ценность данной работы околонулевая и чисто ритуальная — общеизвестно.

Поэтому вместо «того самого» киберпанка — с его всемогущими роботами, всезнающим AI и виртуальной реальности вместо реальности реальной — к нам пришло то, что уважаемый Мараховский называет «нищепанк». То есть, дешевая имитация «того самого киберпанка», исполняемого подручными средствами. Где вместо «физических роботжен» — чат-ботки в смартфоне, вместо уличных киберуборщиков — таджики с узбеками (или мексиканцы с парагвайцами), вместо «всевидящего киберока» — бесконечные «стуки всех на всех» (еще раз напомню: во время ковидури французская полиция даже обращалась к населению с просьбой «стучать поменьше, не справляемся»), вместо «подключения к мозгу» — упертость в тот же смартфон даже на улице, ну и т.д. и т.п.

И даже «всемогущество корпораций» — которые контролируют все и всех — превратилось в пресловутые «стартапы», которым не надо «подчинять сознание» обывателей. Поскольку оные и без этого несут туда горы денег — достаточно написать что-то вроде того: «прорывная технология, к 2030 будем летать на Луну и Альфа Центавру», и все, отбоя от «инвестиций» не будет. И никакие «чипы в мозг» оказались не нужны — равно как и «ванны с физраствором» — всё сами, ручками, ручками. Или ножками…

Так что можно честно «похоронить» киберпанк — как еще один вариант «несбывшегося грядущего» вместе с советским «Полднем» и фукуямовским «концом истории». Впрочем, это и так понятно, потому что… впрочем, ладно. Об этом надо говорить уже отдельно.

Материал: https://anlazz.livejournal.com/905940.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Подписка
На почту
3 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Isgirin
Isgirin
11 дней назад

«Гостья», — фильм чисто для распила денег. Достаточно сравнить роботов «Отроков во вселенной» и робота Вертера. Халтура, но детям зашла.

Небритое прямоходящее
Небритое прямоходящее
для  Isgirin
10 дней назад

Описания роботов в книгах сравнить тоже достаточно, хехе.
Но вы продолжайте разоблачения, не стесняйтесь.

Tegel
Tegel
11 дней назад

Судя по тому что у нас вводят самых лучших наставников и глядя вокруг, регрессоры уже свою работу сделали.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.