Решение комиссии по Союз-МС-22
Решение комиссии по Союз-МС-22 (у которого микрометеорит пробил внешний контур охлаждения) принято.
1. Приоритет – безопасность космонавтов. В данном случае возвращение экипажа на поврежденном корабле в штатной ситуации не предусмотрено. И это – целиком оправданное с точки зрения техники безопасности решение.
2. Возможность запуска Союз-МС-23 в автоматическом режиме “на подмену” открывает новые перспективы. Например, возможность создания и хранения “запасного” корабля для подобных ситуаций. То есть – корабли создаются ранее на полгода, полгода стоят в “горячем резерве”, подготовленные к автоматическому запуску в ситуациях, подобных нынешней, а уже потом переводятся в очередь для запуска очередной миссией. Место же в резерве занимает следующий изготовленный корабль. При таком подходе всегда есть один корабль, готовый к нештатной ситуации, в дополнение к еще одному, который готовится к полету в старом графике, и помещается в очередь вслед за первым. Унификация кораблей Союз, позволяющая старт в автоматическом режиме для любого корабля (на данном этапе развития системы), позволяет такое организационное решение программы запусков, и кроме того, увеличивает стоимость программы всего лишь на стоимость изготовления одного резервного корабля.
3. Сложность переоборудования корабля для управления одним космонавтом, несмотря на тестирование такой системы в программе “Вызов”, говорит о желательности продолжения работ по совершенствованию системы управления. Сейчас система подразумевает два режима управления – штатный и автоматический. Если система управления будет доведена до уровня двух штатных режимов (одним и тремя космонавтами), и одного автоматического, это позволит расширить гибкость возможных вариантов эксплуатации корабля.
4. Возможность использования Союз-МС-22 для спасения экипажа в случае нештатной ситуации на станции, озвученная комиссией, позволяет предположить, что моделирование процессов в корабле с вышедшим из строя внешним контуром охлаждения показало допустимость параметров теплового режима для пребывания на борту космонавтов во время спуска. Однако поскольку такая ситуация не является штатной, она не считается полностью безопасной.
5. Несмотря на кажущуюся проблемность ситуации, она открывает новые возможности. Наличие на станции корабля с возвращаемым отсеком позволяет вернуть на Землю со станции оборудование и результаты работы, которые будет считаться возможным вернуть таким образом. От себя хочу сказать, что было бы интересно вернуть на Землю находившиеся долгое время в работе скафандры Орлан для исследования параметров износа конструкции и остаточного ресурса, что позволит далее развивать работы по созданию новых скафандров. Такая работа представляется важной в смысле лунной программы, и дальнейшей программы по деятельности человека на орбите, так как совершенствование скафандров связано с продуктивностью и безопасности внекорабельной деятельности на орбите и поверхности Луны. И в этом контексте доступ разработчиков и производителей к технике, долгое время находившейся в эксплуатации, и демонстрирующей реальный износ – важен.
6. Продление сроков полета экипажа, очевидно, согласованное с медиками, говорит о хорошей ситуации на борту станции, хорошем настроении космонавтов и их самочувствии, хороших медицинских показателях. Также оно направлено на выполнение графика работ, насколько это представляется возможным в связи с ситуацией.
В общем и целом, я вижу профессиональное и взвешенное решение.
Да будет так, как угодно Заратустра!