Как копейка социализм похоронила

В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 – революционный автомобиль для советского автопрома, и продукт, который в конце концов похоронил СССР.
Обратите внимание на фото парадного автомобиля – с него уже украли “дворники” и зеркала.
Начало «жигулёвской» эры перевернуло не только советский автопром, но и жизнь всего советского общества. Не зря Егор Кузьмич Лигачёв записал новый завод в «могильщики социализма». Появление «копейки» действительно изменило сознание наших граждан. Если до этого уделом советского человека был общественный транспорт, то с рождением «жигулей» у людей обозначился интерес собственника, появились стремление к комфортной жизни и тяга к путешествиям. В «дожигулёвский» период у жителей СССР таких искушений не было, потому что элитную «Волгу» мог себе позволить далеко не каждый, а для «среднего» класса выпускались лишь мало презентабельные «Запорожцы» и скромные «Москвичи». Да и тех на всех не хватало: в 250-миллионной стране сто тысяч машин в год погоды не делали.
Вы резонно зададите вопрос – какие “сто тысяч”, ведь советский автопром делал больше? Да, делал. Но большая часть произведенных легковых автомобилей сразу уходила за границу. Вот вам диаграмма по заводу АЗЛК:
Я думаю, ситуация очевидна – с ростом выпуска автомобилей доля экспорта росла опережающими темпами. В 1966 году на экспорт ушло уже больше половины выпуска, и дальше – больше. В 1969 году из 101 тысячи произведенных АЗЛК “Москвичей” советским гражданам досталось лишь 37 тысяч, остальное пожрал долгоносик уехало за границу.
37 тысяч морквичей на 250 миллионов советских граждан ежегодно – это мощный объем, да. Это чуть меньше, чем 0.15 автомобиля на 1000 человек.
Для справки: в США объем выпуска 30 автомобилей в год на 1000 граждан был достигнут в начале 1920-х годов. И с тех пор существенно не менялся вплоть до распада СССР, в “золотые годы” достигая 40 автомобилей в год на 1000 граждан.
Вот поэтому Косыгин, когда предложил дистиллировать избыточную массу денег на руках советских граждан путем выпуска в широкое потребление предметов роскоши по очень сильно завышенным ценам, первым делом предложил купить автозавод и продавать населению легковухи.
Интересно, что из сотни возможных адресов строительства нового завода было выбрано шесть площадок – четыре в России (Волжская, Горьковская, Саратовская, Вологодско-Ярославская), и по одной в Белоруссии и Украине (в Броварах под Киевом). Удивительно, как хохлы в Политбюро не продавили украинский адрес – наверное, помешал скандал с минсредмашем (оборонкой), где Устинов кричал – “да за такие деньги мы вас завалим машинами без всяких итальянцев” (имея в виду расширение автомобильного производства в Ижевске). Смысл в предложении Устинова был – но и желание украсть денег за границу с помощью “итальянских товарищей” у руководства страны было непреодолимо, поэтому пришлось русским сунуть кость, чтобы заткнулись, в виде выбора российской площадки под завод, ну и в Ижевск тоже сколько-то денег подкинуть.
Постановлением правительства от 20 июля 1966 года было предписано строить завод в Тольятти – бывшем Ставрополе-на-Волге, названном в 1964 году в честь итальянского государственного деятеля Пальмиро Тольятти. Зарубежным партнерам такой реверанс должен был понравиться.
В торговую сеть ВАЗ-2101 поступили после доводки в августе 1970 года. С 7 сентября им было дано официальное название «жигули». Правда, на экспорт машины пошли под более благозвучным для зарубежных пользователей именем «Лада» (название «жигули» трудно произносилось и к тому же вызывало нежелательную ассоциацию со словом «жиголо»). А внутри страны «копейка» реализовывалась за заслуги в труде и по многолетней очереди – желающих обзавестись персональными колёсами по-прежнему было больше, чем машин.
Время нужно было советским труженикам и для того, чтобы накопить на «копейку»: стоила она совсем не копейки, а неподъемные для простых людей 5000 рублей (а потом и 5500 рублей). В комиссионной торговле приходилось еще и переплачивать. Народ рад был даже побитым машинам – спрос на автомобили после аварии держался все годы выпуска, несмотря на отсутствие в первые лет 15 выпуска кузовных деталей в запчастях. И особенно ценилась первая модель ВАЗ-2101 первых четырех годов выпуска, втрое и больше перекрывшая гарантированный производителем эксплуатационный ресурс в 125 тысяч километров. Это не удивительно – в ней почти не было отечественных деталей, кроме двигателя и кузова. Там даже болты имели клейма fiat. Фары – немецкие Hella, амортизаторы японские, карбюратор немецкий, и так далее.
Кстати, касательно советских “доработок” Fiat-124 до ВАЗ-2101 надо сказать вот что – “Жигули” это кадавр из двух моделей, Фиат-124 (на который была куплена лицензия) и некоторых деталей от Fiat-125 (на которого СССР якобы собирался купить лицензию, но так и не купил).
Вот смотрите, это Фиат-124:
А вот Фиат-125:
С него на Шитгули взяты клыки бампера, ручки дверей, еще множество внешних деталей – но главное, с него был взят двигатель.
Разумеется, это не было советской выдумкой – этот кадавр у итальянцев называется Fiat-124 Speciale и представляет из себя переходную модель между 124 и 125.
ВАЗ-2103 должен был быть копией Fiat-125 – но в СССР решили не париться, ограничились приделыванием на 2101 двойных фар и радиаторной решетки а-ля Fiat-125, и добавлением кучки молдингов из нержавейки на кузов. Больше всего меня в этой машине веселят придурочные решёточки на задних стойках кузова – которых не было на оригинальном Фиате, а русские решили их приделать, “чтобы выглядело побогаче”. Смотрятся они как на корове седло:
Продукция ВАЗа тоже валом валила за границу – но всё-таки постепенно автомобилей в СССР становилось больше, народец обрастал частной собственностью, кто-то возил на них холодильники и масло из Прибалтики в Ленинград, кто-то бомбил возле аэропортов и вокзалов – и эта частная инициатива понемногу подтачивала СССР.
И подточила, в конце концов.
Дырки на стойках -вентиляцыя,пошло с кузова 21011,вменяемая опция.
И как же копейка-то без них ездила…
И как же Фиат-125 без них обошелся…
Смотри – вот это польский Фиат-125п:

Видишь у него на стойке маленькую штучку? Так это не решетка, это ШИЛЬДИК с надпезью. Стойка глухая. При этом забавно, что ручки дверей – от Фиата-124.
Потом пшекленты разукрасили этот аппарат вот таким вот:

Ржунимагу, они еще тупее ВАЗа.
Зато у них была мультикарга, вот такая:

Fiat 125 multicarga. В СССР такое, по понятным причинам, гражданам давать опасались. Разворуют всю страну.
Кроме Италии, где Фиат Мультикарго продержался в производстве двенадцать лет, до 1980 года, постепенно модернизируя внешность и получая новые двигатели, автомобиль также производился в Польше и Аргентине, имея устойчивый спрос на рынке этих стран.
Отличительной чертой польских фиатов была четырехфарная компоновка переднего света и черная решетка радиатора, в то время как в Италии и Аргентине применялась и двухфарная компоновка с круглыми и квадратными фарами, а также черная и хромированная решетка радиатора.
Последние экземпляры пикапа 125 модели были выпущены уже в 1991 году под маркой ФСО 1500 Пикап.
Да в морозы не очень,появление вытяжной вентиляции было правильно.Просто сделано было поперёк полужпий,но при этом работало.
Слушай, ну куда и что оно там могло вытягивать? Там же сзади у Шитгулей нет перегородки между салоном и багажником, вообще нет – это не БМВ, это так, иллюзия седана.
Видишь дырки в задней полке?

Это и есть родная вентиляция салона. Там сзади должна быть перфорированная полка, или полка с решеточками. Через нее воздух из салона поступает в багажник, откуда и вытягивается в зону разряжения за задницей машины.
Но на ВАЗе же работают дегенераты. Они взяли и сделали облицовку задней полки СПЛОШНОЙ, из пластика. Вентиляция нарушилась, салон стал запотевать.
Заметь – сначала фальшполка была вот такая:

Идея тех, кто ее придумал, была в том, что там имеется щель вдоль заднего стекла, и деревяшки создают пространство между фальшполкой и металлом кузова, туда воздух и вытягивается.
А потом нашелся мuдачиван-рационализатор, который деревяшки выкинул. И вытяжка нарушилась. А пластмассовые полки еще больше это усугубили.
Но вместо того, чтобы напрячь голову – на ВАЗе напрягли то, что обычно привыкли напрягать, когда надо думать. То есть анус. И пробили дырки в боковых стойках.
Пробитые дырки в боковых стойках привели к тому, что в машине появился свист на скорости и стали гулять сквозняки в районе шеи пассажиров. Зашибись решение.
Вот ты ваашпе не понимаешь – при бухалове в машине должна быть эжекционная вытяжка,ведь бухой с бухими едешь на …балку.Там 01-й кузов реально проигрывает 011. И второе – деньги за рацуху.
Видишь ли, Гена – у нас в семье была копейка 1971 года выпуска. Поэтому я знаю, как там всё было с самого начала, когда это был еще почти Фиат, а не то дерьмо, что из него потом сделали рационализаторы с ВАЗа.
Так вот – проблемы с вентиляцией там образовывались ровно тогда, когда штатную заднюю полку (тогда еще даже не из фанеры, а из оргалита с брусочками) народ начинал менять на сплошную полку из толстой фанеры с дырами под динамики. Чтобы был хороший звук – эту полку крепили к кузову герметично, сиденья там задние из кожи дермантина без перфорации, в общем – зад салона затыкался наглухо, и вентиляция нарушалась. Вот тогда да – всё потело и было печально. А с штатной полкой – всё было ОК. Хочешь больше вентиляции – врезаешь в полку решеточку, и вообще супер.
Насколько я помню, в оригинальном фиате там в полке решеточка как раз и была, пластиковая в полке вдоль заднего стекла. На ВАЗе упростили.
Да нет,вот какраз 01 1972-го году у Бати Шефа была,всю дорогу в -40 с приоткрытыми фортками на Арахлей и Иван ездили на рыбалку,ещё заднее правое окно приопускали. На 2106 было проще – только форточки.
Странно это. Вы с задней полкой ничего не делали? В багажнике “лишние” дырки не конопатили?
Тычо! Там Папа убив бы усих! Там гамнитофон “Крунк” был установлен через пятнадцать лет после покупки,ито с одним динамиком.По центру. Ибо святое жилезо и правотку,а так жи б-гподобный Вебер-карбюратырь кому попало трогать не дадуть!
Там же нестандартная дырка под радио. Туда даже мелкий блаупункт не влезал.
Кстати, маленький блау у меня сохранился в коллекции. У него кассета пихается боком и на морде места нет ни для чего, кроме дырки для кассеты и под ней клавиши общего управления, даже громкость ставится в панель автомобиля отдельно. Одно время так было популярно на вагенах, например.