Несбывшаяся мечта американских адмиралов

Завершение Второй мировой войны поставило Соединенные Штаты Америки перед серьезной проблемой сокращения личного состава вооруженных сил и, соответственно, боевой техники. Кроме того, возникла задача разработки новой военной стратегии в соответствии со сложившейся в мире обстановкой и с учетом возможностей ядерного оружия, единственным средством доставки которого оставались тяжелые бомбардировщики. Согласно оперативным планам ведения боевых действий первый удар по противнику должны были наносить именно они, в то время как сухопутным и военно-морским силам отводилась второстепенная роль.

Исходя из этого, осенью 1947 года военно-воздушные силы, входившие ранее в состав Армии США, были выделены в самостоятельный вид вооруженных сил, и их развитие стало приоритетной задачей.

Военно-морской флот, не имевший собственного носителя ядерного оружия, по большому счету, отходил на второй план. К концу 1945 года в его состав входили тяжелые авианосцы Saratoga и Enterprise, 17 авианосцев типа Essex, девять — типа Independence и 49 легких конвойных авианосцев. А на судостроительных верфях достраивалось еще 38 авианосцев разных классов, 19 из которых так и не сошли со стапелей, а три корабля типа Midway, шесть типа Essex, два типа Saipan и 8 конвойных авианосцев пополнили состав военно-морских сил уже в 1947 году. Множество кораблей других классов было отправлено на слом, а численность личного состава флота сократили более чем в два раза.

Разумеется, второстепенная роль, отводимая флоту в конфликтах будущего, не устраивала американских адмиралов, которые всеми силами пытались вернуть свои лидирующие позиции. И адмиралы нашли выход, предложив ввести в состав флота авианосец, способный нести стратегические бомбардировщики с ядерным оружием.

Итак, авианосец “United States” (CVA-58) представлял собой амбициозный проект, хоть и оставшийся нереализованным, но сыгравший важную роль в эволюции класса ударных АВ. Спроектированный специально как носитель реактивных истребителей и тяжелых стратегических бомбардировщиков “Юнайтед Стейтс” своими размерами затмил все имевшиеся и проектировавшиеся корабли своего класса, включая “Мидуэй”, “Мальту” и новый английский “Арк Ройял”. Расчетный вес палубных самолетов достиг рекордной величины в 100 тыс. фн (45,4 т), из-за чего “Юнайтед Стейтс” часто называли “100 000-фунтовым авианосцем”.

Главная проблема, связанная со стратегической ролью корабля, заключалась в скорейшем старте самолетов и была решена за счет применения двойной угловой палубы и четырех паровых катапульт Н-9. По замыслу, 4 самолета могли взлетать одновременно: 2 истребителя с носовых катапульт и 2 бомбардировщика — с бортовых, расположенных под углом к ДП. (Правда, одновременно производить взлетные и посадочные операции, как это принято на АВ с угловой палубой, “Юнайтед Стейтс” не мог, т. к. посадка самолетов осуществлялась строго по оси полетной палубы, оборудованной аэрофинишерами Мк-б).

Из 4-х лифтов 3 были бортовыми; размеры последних — 18,3×18,3 м, кормового — 19,2×15,8 м, грузоподъемность каждого — 45,4 т.

Бюро авиации флота объявило конкурс на создание нового палубного бомбардировщика, способного доставлять полезную нагрузку массой 4540 кг (атомную бомбу) на расстояние 2000 морских миль. Взлетная масса машины ограничивалась величиной 45 400 кг (в английской системе измерения — 100 000 фунтов). В конкурсе приняли участие фирмы Douglas, North American и Curtiss.

В 1946 году специально для этого бомбардировщика началась разработка так называемого “100 000-фунтового авианосца” типа CVA-58 (Carrier Vessel Attack — авианесущее ударное судно или просто ударный авианосец) полным водоизмещением 83 250 т, получившего название United States. Планировалось построить серию из четырех таких авианосцев.

Стоимость одного корабля составляла 198 млн. долларов. Вся программа с учетом затрат на разработку самолетов, строительство кораблей поддержки и охранения, оценивалась гигантской суммой в 1 млрд. 256 млн. долларов.

Традиционная надстройка с дымовой трубой проектом не предусматривалась, поэтому дымовые трубы вывели под угловые палубы. Силовая установка корабля состояла из восьми паровых котлов, четырех паротурбинных и четырех турбозубчатых агрегатов. Ее мощность составляла 280 000 л.с. — на 68 000 л.с. больше, чем у авианосца Midway.

Большое внимание при проектировании уделялось живучести корабля. При этом учитывались результаты серии испытаний ядерного оружия на атолле Бикини летом 1946 года. Там в качестве цели использовали более 90 кораблей разных классов, в их числе был и авианосец Saratoga CV-3 типа Lexington.

Чтобы United States мог противостоять ядерному взрыву, конструкторы интегрировали полетную палубу в конструкцию корпуса, тем самым увеличив его продольную прочность. Кроме того, такое решение позволило уменьшить без потери прочности толщину палубы до 58 мм. Ранее на всех кораблях палуба надстраивалась над корпусом, а ее толщина доходила до 87 мм. Вертикальную защиту корпуса корабля также создавали гале-рейная палуба (25 мм), ангарная (37 мм) и нижняя (37 мм).

Надводную вертикальную защиту обеспечивал 37-мм броневой пояс, доходящий до ангарной палубы. Сам ангар прикрывался двумя стальными стенками толщиной 19 и 16 мм.

Противоторпедная защита состояла из пяти традиционных продольных переборок толщиной до 32 мм, которые в совокупности могли выдержать подводный взрыв мощностью до 500 кг в тротило-вом эквиваленте.

Главным вооружением авианосца были 18 бомбардировщиков и до 80 истребителей. Самолеты размещались в ангаре площадью 261 х 34,4 м и высотой 8,5 м.

Первым корабельным бомбардировщиком/тяжелым штурмовиком, построенным согласно требований флота стал North American AJ-1 Savage.

Закладка авианосца CVA-58 United States состоялась на верфи компании Newport News Shipbuilding and Drydock Co. в Ньюпорт-Ньюс 18 апреля 1949 года. Однако всего через четыре дня приказом только что вступившего в должность министра обороны США Луиса Джонсона работы прекратили, а денежные средства передали на реализацию программы строительства тяжелых бомбардировщиков В-36. Это неожиданное решение повергло высшее командование флота в состояние шока. Морской министр подал в отставку, а по штабам начали гулять небезосновательные слухи о передаче морской авиации военно-воздушным силам и об упразднении корпуса морской пехоты.

Нужно сказать, что стоимость “Юнайтед Стейтс” оценивалась в 218 млн. долл, однако оппоненты данного проекта полагали, что эту сумму следует как минимум удвоить; собственно поэтому сразу же после закладки корабля в Вашингтоне развернулась настоящая схватка между руководством ВМС и ВВС, вошедшая в историю как “битва на Потомаке”. Соответственно отставка морского министра (и ряда высших офицеров флота) получила прозвище “бунта адмиралов”.

Неизвестно, чем бы закончилось это противостояние двух видов вооруженных сил, не обратись Карл Винсон, в то время председатель комиссии по делам вооруженных сил США, к президенту и Конгрессу. Две недели комиссия Конгресса проводила расследование сложившейся ситуации, после чего морская авиация осталась под юрисдикцией флота.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.